3

Вечер. Дед сидит на стуле в комнате и дремлет. Включаю телевизор и сажусь на стул рядом.

- Ты здесь? – спрашивает дед, не открывая глаза.

- Здесь.

- Чего делаешь?

- Телевизор смотрю.

- Ну и что кажут?

- Кино.

- А время сколько?

- Семь часов.

- Семь? – дед открывает глаза, - Дак, чего же я сижу-то. Вставать надо, семь часов ночи!

- Почему “ночи”? Вон, солнце еще вовсю светит.

- А потому… Ты по воду сходил?

- Сейчас схожу.

-Вот, все вы полуношничать любите, а утром спать.

- Конечно, у тебя утро с часа ночи начинается.

- Не с часа, а с пол второго. Иди по воду-то, пока светло.

Я выхожу в сени, беру большие цилиндрические ведра, и иду к колодцу. Колодец стоит на другой стороне улицы прямо против дома. Воду из него берут все жители ближайших домов, даже с других улиц приходят. Глубина его большая, а вода удивительно вкусная, может потому дед и пьет по семь чашек чая каждый раз. Два круглые деревянные столба поддерживают двускатную крышу над колодцем, а между столбами валики: большой и маленький с закрепленными на них шестеренками. Для того чтобы выкатить тяжелую трехведерную бадью нужно долго крутить стальную ручку у маленького валика, тогда на большой вал наматывается толстая кованая цепь, к которой и привязана обитая железом дубовая бадья. Во время подъема и опускания бадьи шестеренки издают характерный треск, который слышен по селу метров на 300-400. Недавно дед посадил у колодца четыре ивы, сколотил две новые лавочки, на них теперь удобно ставить ведра и самому присесть, подождать, когда подойдет очередь выкатывать бадью, если за водой пришло одновременно сразу несколько человек. По вечерам на лавочках у некоторых колодцев любят собираться старушки на “посиделки”, но только не у этого. Когда-то у забора перед калиткой дед оставил толстый ствол упавшего дерева, опилив его с двух сторон. Ствол этот был довольно длинным, на нем и повелось совершать вечерние старушечьи посиделки. Непременным атрибутом летних посиделок была полынная или березовая веточка в руке, которой отбивались от налетавших к концу дня комаров. О чем только ни говорилось на бревне у нашей калитки, сколько разных сплетен или самых невероятных рассказов можно было услышать там вечерами.

У колодца никого нет. Выкатываю бадью, закрепляю ручку колодца прибитой к середине столбушки цепочкой и подхожу к зависшей бадье. Теперь нужно снять с крючка большой алюминиевый ковш и начерпать им полные ведра.

Только за три похода к колодцу наполняю кухонную кадушку. Дед уже лежит на кровати с закрытыми глазами, но не спит.

- Ну, что, когда воду носил, на колодце никого не встретил?

- Нет. А вот на “лавочке” у нас уже Анна Алексеевна сидит.

- Вышла полуношничать. Окно-то в спальне открыл?

- Открыл. А давно наш колодец сделали?

- Давно. Когда ходили только деньги собирали на работу бригады, и ко мне пришли: “Пять рублей”. А я говорю: “Со всех одинаково берете?” Они: “Знамо дело, одинаково”. А я им: “Вот и не ладно делаете! Надо с тех больше брать, к чьему дому колодец ближе. А против чьего дома строить будете, так с того вдвое больше!” Они мне и говорят: “Значит, против твоего дома и будем строить. Гони десятку!” Так колодец против нашего дома и оказался. О! Слышь? Бают чего-то!

С улицы доносится тихий разговор.

- Сидят. Собрались на посиделки, - ворчит дед, - Кто это там с Кинарейкой?

Так уж повелось, всем старым жителям в селе дают прозвища, их не принято употреблять в обычном разговоре. Лишь дома, в семье, так сказать “на кухне”, считается возможным назвать так кого-то за глаза. Тем не мене все знают прозвище соседей, но почти никто не знает своего. Дед был очень рад, когда, подслушал случайно, как его однажды назвали. Его прозвище понравилось ему и очень его рассмешило, т.к. подчеркивало особенности его совсем небогатой шевелюры.

- Кинарейка – это Анна Алексеевна? – интересуюсь я.

- Да.

- А почему “Кинарейка”?

- А так. Голос у нее воркует, как кинареечка поет.

- А почему “кИнарейка”.

- Она сама однажды какую-то песню пела и спела “пташка кинарейка”, вот с тех пор Кинарейкой и стала. Это Витвиниха там с нёй разговаривает.

- Анна Васильевна Витвинова?

- Да. Вот уж и Анны Андреевны голос слышу. Сейчас и Зоя Александровна придет, а потом и Горошек.

- А почему, Горошек?

- Надежда-то?

- Какая Надежда?

- Ну, чай Лобанчикова жена. Чай знаешь?

- Знаю, конечно.

- А то, что она маленькая, кругленькая, а бегает быстро, ну, как горошек катиться!

- А за что дядю Колю Лобанчиком прозвали?

- А лоб-от у него какой!… О! Кто-то по воду пришел. Полуношники! Не шибко крутит. Должно, опять Анна Васильевна, путо эдакое, ночью воду носит.

- Что значит “путо”.

- А пропутается весь вечер, пока корову подоит, пока то да сё, глядь а воды и нет. Я бы спать лег, а она пока все не переделат, ни по что не ляжет. Слышь, тихо стало: бадью выкатила и черпает.

- А вон музыка заиграла, это на танцплощадке молодежь гуляет, - вторю я деду.

- Где музыка? Музыки не слышу. О! Тихо! Вроде про меня говорят чего-то! Не слышал?

- Нет. Я вообще отсюда слов не слышу, только голоса.

- А рама у окошка-то полностью открыта?

- Полностью.

- Выключай ка ты свой телевизор, все равно одно и то же кажут!

Я выключаю телевизор и выхожу из избы. На меня сразу же бросается облако комаров. Возвращаюсь в сени, беру с полки тюбик крема “Тайга” и начинаю мазать им руки, шею, щеки… Выхожу за калитку.

- Здравствуйте!

- Сережа, здравствуй! – отвечает мне хор голосов, - Дак скоро ли поедешь?

- В августе. Пока еще погощу.

- Дак где учисся?

- В МАИ, в авиационном институте.

- И не страшно тебе? Разобьесси! Нет? Гляди, какой смелой! А на рыбалку-то с дедом ходите?

- Ходим.

- Слышь, хоть бы рыбки продали, когда!

- Мы не те рыбаки, что рыбой торгуют, не промысловики. Мы любители.

- Чего? Рыбу ловить не любите?

- Ловить мы любим, просто не ловим мы помногу.

- Знать, у вас снастей нет?

- Ни сетей, ни жаков у нас нет, а без них столько не поймаешь, чтобы рыбой торговать.

- Что дед-от делат? Вышел бы к нам посидеть.

- Да он уже спать лег.

- Ну? А мы тут шумим, болтаем.

Бабушки замолкают на несколько минут. Слышен только свист и шлепанье березовых веточек по ногам, рукам и голове. Так отгоняют комаров.

- Вон, глядите-ка, никак Коля Кокорев по воду идет! – произносит одна из женщин, не то удивляясь, не то радуясь чему-то.

- Точно, Коля. Ну и здоров же парнюга вырос! Они все здоровяки, и отец и мать, и дети. Вон, три ведра прёт, одно в руке, а два на коромысле. Сейчас шибко крутить будет, ручку бы не оторвал.

Николай подходит к колодцу, и только поставив ведра на небольшую низкую лавочку, поворачивается к нам:

- Добрый вечер!

- Здравствуй, Коля! – сливаются вместе старушечьи голоса.

- Коль, колодец-от смотри не изломай!

- Не изломаю, - басом отвечает Николай. Он медленно снимает цепочку, и взявшись за самый край ручки одной рукой, поворачивается к нам лицом.

- Вот шельмец, - удивляются женщины, - Не озоруй, слышь, не озоруй! Крути двумя рукам, как положено!

Но силы у Николая столько, что и одной рукой он может выкатить бадью за десять секунд, вместо “положенных” полутора-двух минут. Николай, улыбаясь, делает первый оборот ручки медленно, а затем рука его начинает вращаться с огромной скоростью. Треск шестерен сливается в непрерывный пугающий гул. Бадья опустилась… Мгновение тишины, и снова такой же гул, но еще более надрывный: бадья также быстро поднимается вверх.

Некоторые старушки встали и во весь голос ругают Николая:

- Колька, что делашь, леший!

- Изломашь, сам чинить будешь!

- И в кого ты эдакой?

Но вот бадья уже замерла у края колодца. В наступившей тишине громко лязгает дверная створка у нашего дома. Я открываю калитку и с удивлением вижу, как на крыльцо выбегает дед, на ходу застегивая брюки:

- Что? Кто? Кого?!

- Да ничего, просто Коля Кокорев по воду ходил.

- Ах, шельмец! Я уж думал, ручку у кого-то вырвало, покалечио. Ах, шельмец! – и немного успокоившись, обращается к выглядывающим из калитки женщинам:

- Полуношничаете?

- Да, Владимир Иваныч, рано еще.

- Како, “рано”! – и, обращаясь уже ко мне, добавляет, - И ты, шел бы ложилсь, а то сейчас шляться пойдешь, потом придешь, станешь шуметь и меня разбудишь. “Молодежь - вечером не найдешь, а утром не добудишься”.

Дед уходит в избу, а я прощаюсь с бабушками и иду в палисадник. Мне хорошо слышно, как у калитки продолжают тихо разговаривать.

- Ну ладно, колин, - вздыхая, произносит Клавдия, самая бойкая из всех сидящих на лавочке женщин, - и в самом деле домой пора. И сделать еще кое-что надо, и зажрали совсем.

- Мошка, мошка еще ест! Комар-от не так.

- Самое время мошке быть. В народе говорят: “Варнава привез мошки воз, а Петр и Павел – целый обоз”.

- Петры-то двенадцатого были?

- Да! Дак после Петров-то и Павлов только неделя прошла.

- А Варнава когда?

- Уж три недели, как,… двадцать шестого июня был.

- Ну? А послезавтра тоже праздник, Казанская. Пироги печь!

- С рыбой пирог самой лучший, его…

- Пойдем ка лучше по домам, бабы, а то так, пожалуй, с пирогам-то до Казанской досидим.

- И в самом деле, айда по домам. Окны-ти все открыть на ночь надо до утра, а то жара-то какая. Если такая еще неделю простоит, да дождя не будет – исполиваемся.

- Будут дожди.

- Почему?

- Трава некошенная прямо стоит, не клонится. Ну, до свидания!

- Если на Казанску дождь, то будут дожди. До свидания!

- Доброй ночи!

- И вам того же.

У калитки становится тихо. Я захожу в сени, запираю дверь. Теперь и здесь не жарко. Расстилаю себе постель в сенях на сундуке. Надо еще немного помазать руки и нос кремом “Тайга”, чтобы ночью не надоедали эти пищащие летающие кровососы. Завтра пчел осматривать. Они бы не зажрали, это ведь не мошка и не комары… На всё-то у деда свои присказки, свои приметы. Он даже молитву от змей знает. Может, и от пчел есть? Надо будет утром спросить…

Продолженние рассказа

На главную страницу

Литературная страничка

Hosted by uCoz