По святым местам
Макарьев монастырь
|
Макарьев
монастырь. Вид с Волги.
|
|
Наша паломническая группа возвращалась из
поездки на Светлояр. Мы прибыли в Нижний Новгород 8 июля. Впечатлений от посещения
этого святого места у каждого из нас было столько, что, казалось, следовало
бы просто прекратить задуманную поездку и тут же вернуться в Москву. Несколько
человек так заранее и планировали: съездить только к святому озеру, они тут
же взяли в кассе билеты на вечерний московский поезд. Мы тоже приобрели билеты
в Москву, но уже на 13 июля, так как рассчитывали провести несколько дней в
Дивеево.
Перед глазами еще стоял Светлояр, большой деревянный храм Владимирской иконы
Божией Матери в селе Владимирском, торжественный Крестный ход. Многие вспоминали,
как настоятель храма священник Евгений Горбунов благословил каждого перед отъездом,
а когда два наши, заказанные заранее, автобуса двинулись в Нижний, сам поднялся
на колокольню и звонил, прощаясь с нами.
После экскурсии по храмам и монастырям Нижнего Новгорода мы простились с отъезжающими
в Москву товарищами и отправились на автовокзал. Вот здесь и произошло событие,
оказавшееся для нас полной неожиданностью. С 1 июля подорожали билеты на автотранспорт.
Денег на поездку в Дивеево хватало только у нескольких человек. Попытка собрать
все имеющиеся деньги и разделить их поровну тоже ничего не дала.
"Что же делать?" - спрашивали мы друг друга. "Как, что?", - предложила Клавдия
Ивановна, - "Давайте помолимся!" Помолились. Между тем, время отправления автобуса
на Дивеево приближалось. Все ждали от меня какого-то решения, ведь я был назначен
руководителем группы паломнической поездки.
Представив себе, как обидно будет людям, впервые оказавшимся в Нижнем, неожиданно
лишившимся желанной поездки, да еще оставшимся одним без экскурсовода и руководителя,
идти снова на вокзал, сдавать билеты…, я решил, что останусь именно с этой частью
группы.
"Без воли Божией ничего не происходит. Мы с вами в другой раз к батюшке Серафиму
попадем", - успокоил я волновавшихся друзей. "У кого есть деньги, покупайте
билеты и поезжайте, а мы, даст Бог, в другой монастырь съездим".
Проводив, ставшую еще меньше, группу, мы отправились на Окскую пристань. Денег
у нас было чуть больше восьмидесяти рублей на человека.
Оказалось, что билет на теплоход "Метеор" до Макарьева стоит 20 рублей, а сам
теплоход отходит через 30 минут. Таким образом, для некоторых из нас, неожиданно
изменился маршрут нашего путешествия. Потом я часто вспоминал слова настоятельницы
Макарьева монастыря: "Не сам ты сюда приехал. Макарий тебя привёл".
Два часа пути. Последняя остановка в городке со странным названием Работки. И мы уже стоим на маленькой открытой палубе скоростного теплохода и вглядываемся вдаль. Вот-вот должны появиться на горизонте по левому берегу храмы и башни монастыря.
От
пристани до входа в монастырь всего несколько шагов.
|
|
Левый берег Волги низкий, лесной, таежный. Именно здесь, согласно определению энциклопедии, начинается предуральская тайга. Безбрежная лесная длань. Озера, речки, редкие селения. За Уралом есть такие районы, в которых на сотни километров жилья нет; здесь заселение более частое, однако бывают пустынные места, где на пятдесят верст человека не встретишь. Недаром В.Г.Короленко, описывая в конце XIX века Нижегородское Заволжье, назвал свой очерк "В пустынных местах". А в XIV веке в Заволжье были лишь редкие черемисские селения. В этих пустынных местах в 1435 году, и основал обитель преподобный Макарий. Монастырь располагался на берегу Желтого озера, у самого берега Волги, на впадении в нее реки Керженец. Говорят, что вода в озере была действительно желтой. Постепенно Волга подходила всё ближе к озеру и, наконец, поглотила его. Таким образом, монастырь оказался на самом берегу великой реки.
Я ехал в Макарьев монастырь впервые. До этой поездки я знал житие преподобного Макария и краткую историю монастыря, рассказывал их в дороге, но вскоре нам предстояло увидеть монастырь своими глазами.
Святой прпеподобный Макарий Желтоводский. Икона с житием. |
Святой прпеподобный
Макарий Желтоводский основатель монастыря
|
Через несколько минут, мы уже
поднимались по трапу к монастырским стенам. К моему удивлению, все пассажиры
теплохода, сошедшие на берег вместе с нами, быстро ушли по дороге к селу Макарьево.
Мы вошли в открытые монастырские ворота, прошли под надвратным храмом, и только
тогда увидели привратницу, пожилую монашку, которая сидела на табуреточке и
читала книгу.
- Здравствуйте, матушка!
- Здравствуйте, милые!
- Можно в вашем монастыре паломниками пожить, помолиться и поработать.
- Можно. Паспорта у вас с собой?
- С собой!
- Подождите здесь, а я сейчас доложу.
Привратница ушла совсем не надолго. Вскоре она возвратилась с другой монашкой,
чуть помоложе.
- Пойдемте со мной, - сказала она, - размещать вас будем. Мужчины направо, а
женщины здесь подождите. Разместим, а потом уж и к матушке на благословение,
она вам и послушание определит.
|
|
Вид
на монастырь с пристани. 40-метровая колокольня в лесах.
|
Надвратный
храм Архангела Михаила
|
Нас отвели в просторную комнату, располагавшуюся, как
нам сначала показалось, прямо в монастырской стене. Белые каменные стены, вытянутые
узкие окна, кровати-койки с белоснежным бельем, одна большая тумбочка на всех…
чистота кругом, но не больничная, а какая-то светлая, воздушная, легкая. Наша
"келейка" оказалась проходная, в углу была низкая полукруглая дверь,
а за ней располагалась еще одна келья, меньше нашей. Там жил диакон отец Владимир,
который стал нашим экскурсоводом и любимым собеседником на всё время нашего
пребывания в монастыре.
"Располагайтесь, отдыхайте", - радушно встретил нас о.Владимир, -
"Послушания сегодня вам уже не дадут, ужин скоро. На вечерню пойдете? Хорошо.
После вечерни у вас свободное время будет, а в 12 ночи, как всегда, крестный
ход вокруг монастыря".
Мы вышли из кельи и пошли осматривать монастырь. На его большой территории (монастырскими
стенами огорожено 4 гектара земли) прямо между храмами тянулись грядки. У самих
церковных стен были посажены цветы, а чуть подальше овощи. Несколько монашек
занималось прополкой. Рядом с дальней угловой башней располагался коровник.
Видимо к пристани подошел туристический теплоход, т.к. в открытые ворота вошла
толпа людей. Некоторые женщины были в брюках, с непокрытой головой, а мужчины
в шортах, на головах кепки-бейсболки. Привратница разделила туристов на две
группы, должна была начаться экскурсия. Вскоре одну группу повела по монастырю
пожилая монахиня, а другую отец Владимир. Мы поспешили примкнуть ко второй группе.
Отец Владимир спокойно рассказывал историю обители. Нам было очень интересно,
ведь говорил он, порой, то, что не было написано ни в прочитанной накануне поездки,
книге об этом монастыре, ни в житии преподобного Макария. Туристы же лениво
ходили за о.Владимиром, но почти не слушали его. "Наверное, устали от ежедневных
экскурсий, путешествуя по маршруту "Москва - Астрахань - Москва",
- думал я, - "Но ведь, могли бы в святом месте вести себя и поприличней".
"Можете задавать вопросы", - закончил короткую экскурсию о.Владимир.
"А чё тут за беседка?" - спросил мужчина, на котором из одежды были
только шорты, майка и шляпа "панама". Задавая вопрос, он указывал
на ротонду дымящейся сигаретой. Хотелось посмотреть в глаза этому человеку,
но их скрывали темные очки. Алексей Борисович шагнул к нему, собираясь устыдить,
чтобы хоть не курил в действующем монастыре, но о.Владимир, предвидя этот порыв,
протянул руку, остановив его, а потом быстро поднес палец к губам, давая нам
знак - молчать. Экскурсия закончилась, ответив на все вопросы, о.Владимир предложил
людям походить по монастырю: "У вас есть еще 20 минут свободного времени
до отправления теплохода". Две группы туристов снова сошлись в одну. Теперь
вопросы задавали монахине: "А чего вы едите тут?" "А у вас, у
каждой своя келья, или вы по несколько человек в одной живете?" "А
можно к вам в келью сходить?"
Мы поспешили отойти от группы и вместе с о.Владимиром направились в "келейку".
"Как же Вы, отец дьякон, терпите такое отношение к святыне со стороны этих
людей. Они ведь отдыхающие, а вы пред ними…" "Понимаю. Хотите сказать
"бисер мечу". Владыка наш так сказал, потерпите, мол, иначе нам монастырь
не восстановить. А потом, как старцы говорят, нынче время такое, что плодородной-то
почвы почти не осталось, а потому надо сеять и в каменистое, и в плевелы. Может,
хоть где-нибудь взойдет, и плод принесет. В прошлом году вот такой же мужчина,
как этот, приезжал. Точно так же по монастырю ходил - "пузо вперед",
а в этом году снова приехал, но уже совсем другим. Крестился, сказал, что стал
в храм ходить, большое пожертвование монастырю сделал. Проросло, значит, семечко-то!"
Уже у самой лестнице, ведущей вдоль стены к жилому корпусу, нас догнал турист
в шортах. Теперь в руке его не было сигареты, и свои темные очки он снял: "Святой
отец! Погоди!" "Святые отцы у католиков", - ответил о.Владимир,
- "а я грешный. Вы еще что-то спросить хотели?" "Нет, я это…
Короче, вот возьмите на восстановление". И турист протянул о.Владимиру
толстую пачку денег. "Как звать-то Вас?", - спросил диакон. "Мне
монахиня объяснила, что за некрещенного молиться нельзя. Теперь окрещусь. Спасибо
вам!"
Прорастай зернышко! Прав владыка: терпеливо и с любовью нужно объяснять людям,
впервые пришедшим в храм, азы православной веры. Не обижать, не дёргать за рукав,
как часто делают "знающие" бабушки в церкви: "Ты что! С ума сошла,
без платка в храме стоишь. Выйди вон!" Выйдет, первый раз пришедшая женщина,
да и не войдет больше никогда: "Злые там все. Правила, обряды соблюдать
надо, а я их не знаю". А не зашипели бы на нее, пришла бы еще раз, и в
платке. А обряды,… разве в них смысл веры праовславной?
Находясь в комнате, мы целый час проговорили с о.диаконом. Вдруг за окном зазвенел
колокольчик. "Службу сегодня задержат", - сказал о.Владимир, на ужин
звонят. Мы спустились по лестнице вниз. По территории монастыря быстро шла послушница
и звонила в медный колокольчик. Такими колокольчиками в школах обычно дают "последний
звонок". "А почему службу задерживают", спросил я. "Видимо,
еще один туристический теплоход должен подойти, а может, два. После экскурсии
уж служить будем. А вы, если хотите, сходите на службу в Мкакарьево. Там в селе
каменная церковь есть, в эту церковь многие монастырские иконы были отданы,
когда монастырь закрывали".
Мы подкрепились в трапезной. Вся пища оказалась растительная, и, надо сказать,
особого изобилия ее мы не отметили. Зимой мы ездили в Толгский монастырь, там
нас кормили, как на царском пиру.
После трапезы мы подошли к привратнице: "Матушка, а можно мы в Макарьево
сходим, ворота не закроют?" "Сходите. Часа два еще точно не закроем,
теплохода пока и не видно".
Село Макарьево расположилось у самых стен монастыря. Мы прошли по берегу Волги,
затем по берегу Керженца и оказались в селе. Улицы его показались пустынными,
лишь у магазина стояло несколько человек, которые с любопытством смотрели на
нас. Обычный, с виду ничем не примечательный каменный храм, каких много на Руси,
находился в центре села.
Не могу передать те ощущения, которые я испытал, войдя в храм. Никогда еще я
не видел таких икон. Я остановился в притворе, и не мог идти дальше. Мне казалось,
что я нахожусь не на земле, что шагать дальше я просто недостоин, да и не хотелось
мне идти вперед, так, вдруг стало на душе хорошо. Минут сорок стоял я в западной
части храма. Когда ко мне подошли мои спутники и сказали, что они уходят назад
в монастырь, я ответил, что останусь здесь до конца службы. Меня попробовали
испугать тем, что к моему возвращению закроют монастырские ворота, но не испугали.
Паломники наши ушли, а я остался. Службу вел молодой священник. Псаломщик, седой
старичок, читал тоненьким голосом. Немногочисленные прихожане молились сосредоточенно.
Во всем чувствовалось какое-то спокойствие. Потихоньку я стал продвигаться вперед.
До сих пор, нигде не ощущал я такого спокойствия, такой умиротворенности, как
в этом чудном храме, нигде не встречал таких икон.
После окончания службы, я пошел в монастырь. Как только вошел в ворота, их закрыли.
"Как ты во время!" - Удивилась привратница, - "На минуту бы позже,
и ночевал бы на пристани. Ну, иди скорей, туристов проводили, сейчас вечерняя
служба начнется".
На вечерней службе в монастыре стоять было тяжело. Сказалась усталость, сами
собой закрывались глаза. Но нам еще предстояло принять участие в крестном ходе
вокруг монастыря в 12 часов ночи.
После службы мы вновь в нашей "келейке" расспрашивали о.Владимира.
"Завтра испросим благословения, и я вам Троицкий собор покажу". "А
разве он закрыт? Я сегодня видел, там дверь открыта. Просто так нельзя туда
войти?" "Без благословения - нельзя".
На любую тему о.диакон говорил свободно и непринужденно. "Скажите, а есть
ли тема такая, которая бы показалась Вам неинтересной?", - спросил я, -
"О чем ни говорим, какие вопросы ни задаем, на все вы, как-то весело отвечаете,
во всем промысел Божий видите. У Вас и природа вся живая". "Конечно.
Вон Волгу-матушку плотинами перегородили, думали, и уровень воды поднимется,
а она защищается от нас, дураков. Уровень-то поднялся сначала, а потом снова
опустился. Острова опять появились, а от электростанций волжских энергии все
меньше и меньше. Слава Богу, еще реки вспять не повернули. Что Богом устроено,
человек менять не должен. Вон, самолет летит, его человек сделал. Сломается
в нем что-то, техники поломку обнаружат, разберут неисправный агрегат по винтику,
снова соберут, и самолет опять лететь может. А, если человек птичку "по
винтику" разберет. Потом, как ни собирай, она уж не полетит. Потому, что
самолет - творение человеческое, а птичка - Божие. А на счет темы для разговоров
- не знаю. О чем же это православному человеку рассуждать нельзя?" "А
давайте, о летающих тарелках поговорим", - предложил я провокационную тему.
"Давайте", - согласился отец Владимир, - "Только, что о них много
говорить. Были они здесь. Рассказывали, что до открытия монастыря, даже на его
территорию садились, и, как монастырь только передали, тоже чего-то такое было,
прямо беда. А, как освятили монастырь, стали служить - никаких тарелок больше
не видели. Природа их православному человеку понятная. Однако время к двенадцати.
Надо на крестный ход собираться. Одевайтесь, на улице уже прохладно".
Крестный ход снаружи обошел весь монастырь. У каждой башни ход останавливался,
а священник кропил святой водой стены башен. "Так здесь каждую ночь",
- сказал мне мальчик послушник, - "говорят, что иногда видят, как сам преподобный
Макарий тоже обходит монастырь".
Сохранилось предание, что однажды в бою с татарами был
тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь, приказал ему снова идти
против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить
повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По
дороге завезли его в Макариеву обитель. Здесь воевода мысленно взмолился к святому,
прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил не отрываясь.
К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал себя
совершенно здоровым. Вода оказалась из колодца, выкопанного преподобным Макарием,
и была она необычайно сладкой и вкусной.
Мы с Алексеем Борисовичем рубили дрова, исполняя послушание. Видели, как время
от времени к колодцу, расположенному посреди монастыря, подходят монахини и
послушницы, выкатывают бадью, и, перелив воду в ведра уносят куда-то. Захотев
пить, и мы отправились к колодцу. Но, когда подняли бадью, то увидели, что вода
желтого цвета.
"Можно ли пить такую воду?" - удивился я, - "Наверно, ее для
хозяйственных нужд берут". Мы всё же попробовали сделать по глотку. Вода
была ледяной, заломило зубы. "Да, такой водой не напьешься", - согласился
со мной Алексей Борисович, - "Пойду в комнату, воды из бачка наберу".
Когда Алексей Борисович ушел, я спросил у подошедшей с ведрами послушницы: "Можно
ли пить такую желтую воду?" "Конечно!" - улыбнулась она, - "Этот
колодец еще Макарий выкопал".
После вечерней службы Алексей Борисович предложил мне набрать из колодца воды
в полиэтиленовые бутылки и поставить на подоконник, а утром, когда она нагреется,
выпить по чашке, распробовать ее вкус, "ну, и вообще…"
На следующий день мы буквально припали к бутылкам с водой. Мы пили и не могли
напиться. Невозможно передать и ее вкус, и наши ощущения. Скажу только, что
такой вкусной воды я не пил никогда. С этого дня и до последнего дня пребывания
в монастыре, мы набирали воду в колодце, давали ей нагреться и пили, не напиваясь.
Можно сказать, вода сама как-то исчезала в нас, словно мы дышали ею.
|
|
Успенская церковь с трапезной
|
У
ротонды
|
На следующий день мы получили послушание - колоть дрова. Работали с самого утра весь день. В обед произошел интересный случай. В трапезной, послушница, раздававшая пищу, спросила: "Не хочет ли кто добавки?" Я оказался единственным желающим хорошенько угодить чреву. После обеда все встали на молитву. Когда прочитали обычные молитвы после приема пищи, пропели тропарь преподобному, стали читать еще одну короткую молитву, а после нее совершать поясной (рукой до пола) поклон. Оказалось, что таких коротких молитв по монастырскому уставу нужно прочесть 100, и соответственно сделать 100 поясных поклонов. Урок для меня был хороший, в другие дни своего пребывания в монастыре я уже никогда не наедался очень плотно.
Сохранилось предание, что однажды в бою с татарами
был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь, приказал ему снова
идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался
исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке.
По дороге завезли его в Макариеву обитель. Здесь воевода мысленно взмолился
к святому, прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил
не отрываясь. К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал
себя совершенно здоровым. Вода оказалась из колодца, выкопанного преподобным
Макарием, и была она необычайно сладкой и вкусной.
Мы с Алексеем Борисовичем рубили дрова, исполняя послушание.
Видели, как время от времени к колодцу, расположенному посреди монастыря, подходят
монахини и послушницы, выкатывают бадью, и, перелив воду в ведра уносят куда-то.
Захотев пить, и мы отправились к колодцу. Но, когда подняли бадью, то увидели,
что вода желтого цвета.
"Можно ли пить такую воду?" - удивился я, - "Наверно, ее для
хозяйственных нужд берут". Мы всё же попробовали сделать по глотку. Вода
была ледяной, заломило зубы. "Да, такой водой не напьешься", - согласился
со мной Алексей Борисович, - "Пойду в комнату, воды из бачка наберу".
Когда Алексей Борисович ушел, я спросил у подошедшей с ведрами послушницы: "Можно
ли пить такую желтую воду?" "Конечно!" - улыбнулась она, - "Этот
колодец еще Макарий выкопал".
После вечерней службы Алексей Борисович предложил мне набрать из колодца воды
в полиэтиленовые бутылки и поставить на подоконник, а утром, когда она нагреется,
выпить по чашке, распробовать ее вкус, "ну, и вообще…"
На следующий день мы буквально припали к бутылкам с водой. Мы пили и не могли
напиться. Невозможно передать и ее вкус, и наши ощущения. Скажу только, что
такой вкусной воды я не пил никогда. С этого дня и до последнего дня пребывания
в монастыре, мы набирали воду в колодце, давали ей нагреться и пили, не напиваясь.
Можно сказать, вода сама как-то исчезала в нас, словно мы дышали ею.
Отец Владимир, испросив благословение, повел нас в Троицкий собор. "Знакомая архитектура?" - спросил он, - "Конечно, ведь это копия Успенского собора Московского Кремля. Об архитектуре рассказывать не буду, вы люди православные, это вам знакомо. Посмотрите на росписи стен. Закрыв монастырь, советская власть устроила в нем животноводческое училище, а в храме скотный двор. Свиньи ходили среди икон. Кощунство! Чудесные иконы были отданы в макарьевскую церковь, другие разграблены и уничтожены. Но не могли большевики смотреть на лики, изображенные на стенах, и приказали стены побелить. А через неделю после побелки лики вновь проступили, сначала глаза, потом лица, потом и сами иконы. Побелили вторично, но результат был тот же. Тогда стены закрасили краской. А, когда мы сюда приехали и начали служить, краска стала трескаться и отваливаться, обнажая позеленевшие иконы. Сначала они были все одного цвета - зеленого, но постепенно все больше приобретали свой первоначальный вид, окрашиваясь красками. Есть такие люди, которые каждый год проводят отпуск, плавая на туристическом теплоходе, они каждый год сюда на экскурсию приходят, удивляются, спрашивают: "Кто ведет реставрацию?" "Никто!" "Как?" "Самообновление происходит". А ниши вверху видите, где-то на уровне шестого этажа? Это вход в кельи. Раньше туда поднимали монахов, желавших безмолвия и уединения. После этого, взявший на себя такой подвиг, вниз уже никогда не спускался. Время от времени, он спускал на веревке корзину, в которую клали хлеб и простую пищу. Обычно можно было увидеть такого монаха только во время Литургии, когда он стоял в нише наверху. Если в нише никто не появлялся несколько недель, то монаха отпевали, а потом находился другой, желающий так же спасаться. Мы попытались подняться туда, ведь там должны остаться мощи, но там такой гнилой пол, что никто пройти в кельи не рискнул. Значит для этого время не пришло". "Отец Владимир, а будут ли возвращены монастырские иконы из макарьевского храма? - спросил я. "Много икон уже возвращают монастырю, много икон жертвуют. Полтора года назад к настоятельнице пришла женщина и рассказала, что ее мать просила передать в монастырь, хранящуюся у нее много лет старинную икону размером полтора на полтора метра. Матушка поехала и привезла икону, но была расстроена. На доске - никакого изображения, вся поверхность была абсолютно черная. Но все же решили установить икону в надвратном храме. Служба там не ведется, заходят туда не часто. И вдруг, увидели, что изображение появилось, но темное, черно-белое. Отслужили молебен, еще один... и появились краски. Через год она выглядела, как только что написанная. А еще через несколько месяцев икона замироточила. Сегодня вечером экскурсионных теплоходов не будет, и вас туда отведут, увидите это чудо своими глазами. А недавно, стали в трапезной старую кирпичную кладку разбирать, а под ней икона Божией Матери "Державная", словно, только что написанная! Вспомнили тогда, что те иконы на стенах храмов, которые не удавалось забелить или закрасить, закрывали, делая у стены еще один ряд кирпичей." Всего несколько дней жили мы в монастыре. Но все мы почувствовали, что в нас что-то изменилось: неспокойный стал более уравновешенным; ленивый - более работящим; женщины москвички, чистюли, занимающие не низкие служебные посты в ВУЗах столицы, получили в монастыре послушание раскладывать навоз по грядкам, что сделало их проствыми, радостными. Все наши друзья в городе, встречая нас после этой поездки, говорили: "Вы изменились У вас лица стали какие-то светлые". Конечно, ведь лучший санаторий для души - монастырь. Проходит время, снова становимся мы такими, какими и были до поездки, растеряв что-то важное... Черствеет душа. И тогда приходит вдруг мысль: "А не поехать ли по святым местам?".
|