Угодник Божий Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать — Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось. Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать.
“Если бы он перестал плакать, — сказал отец, — взяли бы его с собой на службу”. Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакало дитя, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать.
Когда Макарий подрос, отдали его учиться книжной грамоте, и в этом деле он вскорости преуспел так, что превосходил не только сверстников, но и старших. Он и похож был больше на взрослого, чем на отрока: несмотря на природную сметливость и живой ум, по характеру он был степенный и рассудительный. Играть с детьми Макарий не любил, он терпеливо сидел за книгами, да каждый день ходил в храм. Все его любили, родители радовались о нем и благодарили Бога.
Отрок Макарий услышал о монашестве и тайно решил покинуть родительский дом и уйти в монастырь. Он выбрал Печерскую обитель, находившуюся на берегу Волги, в трех верстах от города, и отправился туда. По дороге ему повстречался нищий, одетый в обноски, Макарий обменялся с ним одеждой и под видом нищего подошел к монастырю.
Отрок пожелал видеть архимандрита (им был тогда Дионисий, впоследствии епископ Суздальский) и попросился в монахи. Настоятель, видя юный возраст Макария, стал расспрашивать, откуда он и кто его родители. Макарий свое происхождение скрыл. Назвался жителем другого города, сказал, что он круглый сирота, нищенствует и никого из близких у него нет. Сам он, закончил Макарий, желает служить Богу в монастыре.
Настоятелю его речь понравилась, к тому же он предугадывал, что отрок призван стать великим подвижником. Поэтому нимало не медля принял его в монастырь, постриг в иноки, поселил в своей келье и на долгие годы стал ему отцом, наставником и учителем.
Инок Макарий усердно трудился и исполнял всякое послушание; наставнику во всем подчинялся, братии угождал, ни с кем не вступал в пререкания, молчал, гораздо чаще, чем говорил; а если разговаривал с кем, то обязательно кратко и незлобиво, да и то старался как можно скорее закончить разговор. Скоро о нем заговорили как о большом подвижнике уже не только в монастыре, но и за его пределами.
Родители святого, не имея от сына никаких известий, повсюду о нем расспрашивали и очень горевали, но не теряли надежды его найти.
Прошло около трех лет, и вот случилось отцу Макария встретиться с одним печерским иноком, пришедшим в город по каким-то монастырским делам. Отец рассказал ему о своем горе, три года назад пропал сын, и с тех пор ничего о нем не слышно.
Инок сказал: “Кажется, как раз три года назад в наш монастырь пришел юноша, одет он был как нищий, но вид имел добропорядочный и благочестивый и слезно просил принять его. Настоятель оставил его в обители, и теперь этот юноша стал одним из лучших монахов и преуспевает едва ли не больше всех. Зовут его тоже Макарием”.
Отец заплакал. Тут же пошел он в монастырь и там повсюду искал Макария, но никак не мог его увидеть. Отчаявшись, он пришел к настоятелю и упал ему в ноги, моля показать сына. Тогда настоятель пошел в свою келью, где жил и Макарий. “Чадо,— сказал настоятель,— отец твой, о котором ты не сказал нам, пришел в монастырь и хочет тебя видеть”. “Отец мой,— отвечал Макарий,— Господь Бог, сотворивший небо и землю, а после Него — ты, наставник мой и учитель”.
А отец его стоял в это время под дверью. Услышав голос Макария, он вскрикнул от радости и через окно позвал сына, прося выйти, чтобы он мог обнять его. Но Макарий, боясь растрогаться, выйти отказался. Тогда отец, плача, сказал: “Не отойду от кельи, пока не увижу твоего лица и хотя бы немного не поговорю с тобой”.
Макарий не поддавался на уговоры и не выходил из кельи. “Дитя мое дорогое,— взмолился отец,— хотя бы руку мне протяни”. Макарий через окно протянул ему руку, а отец, ухватившись за нее, сказал: “Сын мой любимый, спасай свою душу, да за нас грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное”.
После чего, распростившись сыном, покинул монастырь и пошел домой; рассказал обо всем жене, и они вместе радовались и прославляли Бога за то, что даровал им сына-подвижника.
Макарий по-прежнему трудился в обители. Вскоре он превзошел всех живущих там иноков и приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Так же, как раньше родительский дом, покинул он обитель: помолясь, положился на промысел Божий и пошел куда глаза глядят.
Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве.
Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселялись рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария.
Прошло несколько лет, и, как прежде, святому стал в тягость почет, к тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие; не терпя такой жизни, преподобный поставил одного из братии в настоятели и втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал он лесами. Место, в котором он остановился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Местность эта очень приглянулась Макарию. Здесь он жил в маленькой келье, трудясь в одиночестве и непрестанно молясь Богу.
Но вскоре его уединение было нарушено — на этот раз живущими в Желтых Водах иноверцами — чувашами и мордвой. Придя к келье преподобного и увидев его скромную и нестяжательную жизнь, они поначалу очень удивлялись. Потом стали приносить старцу хлеб, мед, пшеницу и всякий раз умилялись его незлобивости и терпению; Макарий принимал их дары с благодарностью — но не для себя, а для своих посетителей. Многих он крестил в озере, что было почти у самой его кельи. К тому времени уже не только чуваши и мордва приходили к нему: народ стекался, желая услышать наставления и поучиться богоугодной жизни, некоторые селились рядом. Преподобный, помня сказанное Господом — “Приходящего ко Мне не изгоню вон”,— не запрещал им селиться, видя их добрую волю и старание. Так вокруг преподобного Макария образовалась новая, уже вторая по счету, монашеская обитель, а в 1435 году под его руководством был возведен храм во имя Живоначальной Троицы. Еще раньше Макария избрали настоятелем, и настоятельствовал он долгое время, постоянно заботясь о братии и наставляя их к монашеским трудам, а число иноков с каждым днем увеличивалось, так как слава о преподобном Макарии и его обители разнеслась по всей России и многие приходили из дальних краев и просили постричь их в иноческий чин.
Во время княжения благоверного князя Василия Васильевича один из татарских военачальников по имени Улу Ахмет, изгнанный своими соотечественниками из Золотой Орды, приблизился к российским пределам и обосновался в Казани. Оттуда он делал набеги на соседние княжества, все дальше и дальше продвигаясь по русской земле. Так он достиг Нижнего Новгорода, потом его войска рассеялись, огнем и мечом опустошая христианские селения.
Появились они у Желтых Вод и напали на обитель преподобного Макария. Монахи защищались недолго, татары ворвались в монастырь и выкосили многих, как колосья на ниве, лишь малую часть взяли в плен, а монастырь сожгли.
В плену оказался и старец Макарий. Когда святого привели к татарскому военачальнику, тот стал ругать своих воинов за то, что взяли в плен “святого человека”. Он сразу дал Макарию свободу, но святой сказал, что примет ее только в том случае, если тот отпустит всех пленных и позволит похоронить убитых. “Если обидим святого, будем отвечать перед Богом”, - сказал Улу Ахмет, позволил отпеть и похоронить убитых и отпустил всех пленных, около четырехсот человек. Единственное, что потребовал татарский хан, чтобы Макарий ушел из этих мест и никогда сюда не возвращался. Святой обещал хану, пока жив не возвращаться сюда.
Макарий повел людей на северо-восток. Был июнь. Шли они много дней; боясь татар, пробирались по непроходимым лесам и болотам. Скоро закончились съестные припасы, все изнемогли и устали, начались скорби.
Как раз тогда встретился им в лесу лось, его загнали и собирались убить. Попросили на то благословения у преподобного Макария. А был Петров пост и до праздника оставалось три дня. Старец велел лося отпустить, сам надсек у него ухо, и сказал: “В день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня”.
Так и вышло: в день праздника святых апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по молитве старца вышел к ним тот самый лось с надсеченным ухом. Они взяли его голыми руками и привели к преподобному Макарию, который и благословил лося в пищу.
Насытившись, все благодарили Бога, а Макарий сказал: “Отныне у вас не будет недостатка в пище”. И действительно, всю дорогу им попадался то лось, то олень, то еще какой зверь. Так пришли они в пределы города Унженска.
То был старинный русский город на берегу реки Унжи. Городок в то время был очень небольшой и окружали его редкие села. Когда сюда пришел преподобный, все жители с радостью встретили его: они были наслышаны о святости старца и готовы были тут же воздать ему всевозможные почести. Но Макарий желал лишь безмолвия и одиночества, он сразу стал расспрашивать о пустынном месте, где мог бы поселиться. Ему показали место в пятнадцати верстах от города, недалеко от реки, на берегу лесного озера. Там на поляне преподобный поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а немного времени спустя благоволением Божиим опять образовалась обитель. И так жил Макарий, по своему обычаю дни и ночи пребывая в молитве.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. К тому времени ему исполнилось девяносто пять лет, из них восемьдесят он прожил в монашестве.
Зная, когда и как он скончается, Макарий пришел в Унженск и там слег. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего, помолившись и благословив всех бывших при нем, тихо отошел ко Господу. Это случилось 25 июля 1444 года.
В этот день город и окрестности наполнились чудным благоуханием, исходящим как бы от смирны и фимиама, и все люди в домах, на улицах и, где бы им ни довелось находиться, вдыхали аромат и спешили припасть к телу преподобного.
Плакал весь народ. Тело старца было перенесено в монастырь, где его и похоронили. Все болящие и увечные, припадавшие к мощам, получили исцеление.
Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невидимых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена.
В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. Одна у них была надежда — на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях. Укрепляясь этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались, от осадившего город неприятеля.
Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена.
Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение.
Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих.
Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих же. Тогда открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга, думая, что бьются с русскими.
Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули.
В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.
Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание.
Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария.
Чудесным образом был восстановлена первая Макарьева, обитель, разоренная татарами. Макарий явился во сне одному иноку Тетюшского Казанского монастыря Авраамию и повелел идти к Желтому озеру восстанавливать обитель. Случилось это в 1620 году.
Таким образом, оставленный монастырь находился в запустении
около 200 лет и был возобновлен в 1626 году Авраамием, который построил здесь
две церкви: одну - во имя Св. Живоначальной Троицы, другую - во имя Успения
Пресвятой Богородицы.
Вскоре собрались к нему на жительство иноки. Авраамий много потрудился для восстановления
обители и был наречен Строителем Монастыря
Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.
Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.
Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.
Вот как описывает ее А.С.Пушкин в 10-й главе "Евгения Онегина":
“…Макарьев суетно хлопочет
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей.
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей…”
В 1817 году ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. На ее
территории была построена Макарьевская часовня, и торги на ярмарке начинались
с молебна преп. Макарию.
Монастырь построен в форме четырехугольника ( каждая сторона около 200 м ) как
мощная крепость с четырьмя круглыми башнями по углам (всего башен - 8) и с зубчатыми
стенами (высотой 8 м и шириной 2,5 м). На южной обращенной к реке стороне находится
главный вход монастыря Святые врата с надвратным пятиглавым храмом Михаила Архангела
(1670).
Справа и слева от врат размещены жилые корпуса в стенах. Между вратами и западной
угловой башней находится еще одна промежуточная башня, в которой в 1786 г. был
устроен храм во имя св.Григория Пельшемского. В центре монастырского ансамбля
расположен собор в честь Святой Троицы, построенный в 1658 году. По архитектуре
и внутреннему интерьеру этот храм воспроизводит московский Успенский собор.
За алтарем Троицкого собора находятся могилы иноков, погибших в 1439 году. Каменная
пятиглавая церковь во имя Успения Божией Матери (1651) имеет один престол. К
ней пристроена трапезная монастыря, представляющая собой обширное двухэтажное
здание. Завершает ансамбль Успенской церкви стройная колокольня, высота которой
более 40 метров.
При настоятельских покоях в 1786 году была церковь во имя преп. Антония Великого.
Церковь преп. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца была построена в
1808 году в классическом стиле. При монастыре была церковно-приходская школа,
приют, богадельня, странноприимные дома, гостиница. В 1928 году монастырь был
закрыт.
В 1991 году монастырь был передан Нижегородской епархии, сейчас в нем возрождается
монашеская жизнь.
План-схема построек Макарьевского монастыря:
1. Троицкий собор (1658)
2. Макарьевская церковь (1808)
3. Успенская церковь и монастырская трапезная (1651)
4. Колокольня (1651)
5. Надвратная церковь Михаила Архангела и южный корпус келий
6. Юго-западный корпус келий (XVII век)
7. Стены и башни монастыря.
8. Гостинный двор и дополнительная линия стен (XVII век)
Троицкий собор. Центр монастырского ансамбля - был построен в 1658 году. По своим размерам и величественному виду он не затерялся бы и среди столичных построек. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их сравнительно низкие стены подчеркивают высоту основного обьема. Главное сооружение монастыря по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.
Своды Троицкого собора поддерживают четыре круглых массивных столба. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью.
Трапезная Макарьевского монастыря, построенная в 1651 году, представляет собой обширное двухэтажное здание. Первый этаж имел хозяйственное назначение, а во времена ярмарки сдавался под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь
Надвратная церковь Михаила Архангела. По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами. С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход - Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними.
Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей.Высота стен с зубцами - 8 метров, ширина - 2,5 метра.